Сумерки
российского образования
КОВАРСТВО И ИГРА
Сейчас
много говорят и пишут о влиянии компьютерных игр на сознание и умственные
способности детей и подростков. По моему наблюдению, интеллектуальное развитие
ребенка прекращается в тот момент, когда он активно включается в компьютерную
игру.
Но есть люди,
которые радуются тому, что их дети ушли в мир компьютерных игр. На
днях один известный телеведущий радостно поведал о том, что его сын
освоил игру “Штурмовик Ил-2” и теперь знает все типы самолетов, участвовавших во
Второй мировой войне. Однако изучать историю по компьютерным играм — дело очень
неблагодарное. Слишком много в них искаженных и просто недостоверных фактов.
На днях мне
довелось около семи минут наблюдать за тем, как мой племянник играл на
компьютере в игру “Танковая гвардия” (изготовитель — ООО Уральский электронный
завод). Оставим в стороне то, что он играл “за немцев” и на их танке врывался в
горящий Сталинград. Это говорит о крайне низком уровне патриотического
воспитания нынешнего поколения. Моих ровесников ни за какие коврижки нельзя было
заставить играть за немцев.
Но мало того,
что игра не располагает к патриотизму — она еще и исторически недостоверна.
Начнем с того, что в распоряжение игрока предоставлен немецкий танк “Тигр”. Это
летом-то 1942-го под Сталинградом? Первые экспериментальные “Тигры” появились у
немцев в сентябре того же года. И не под Сталинградом, а под Ленинградом, в
районе Синявинских болот. Несколько “Тигров” утонуло тогда в трясине. И нашим
“трофейщикам” удалось завладеть практически целым образцом новейшей немецкой
техники. А под Сталинградом “Тигры” объявились лишь зимой 1942-го, когда
Манштейн попытался выручить окруженную группировку Паулюса.
Кроме того,
“Тигры” поступали в первую очередь на вооружение танковых частей СС. А у войск
СС была своя символика. И это значит, что на башне “Тигpa” должен быть нарисован
не крест, а свастика. Создатели игры нарочно исказили видеоряд, чтобы не
использовать нацистскую символику? Тогда почему они исказили всё остальное?
В довершение
нереальности этого эпизода игры следует упомянуть о невероятной живучести
немецкого танка. За пять минут игры в него попало более 60 бронебойных снарядов.
Несколько раз — в моторную часть. Однако это не помешало “Тигру” завершить
“миссию”. Между тем наша 57-мм противотанковая пушка легко пробивала даже
лобовую броню “Тигров” образца 1942 года. Недоступная для ее снарядов броня
будет установлена на “Тиграх” только к лету 1943-го — перед самой Курской
битвой.
Сцены борьбы
на Т-34 я уже не смотрел. Там недостоверность начинается с первой вводной фразы:
“...надлежит соединиться с 26-й танковой дивизией”. К 1942 году в Красной Армии
оставалось всего несколько танковых дивизий. Все они были расположены во
внутренних округах, далеко от фронта, а на фронт отправлялись танковые бригады и
корпуса.
Я оказался в
лучшем положении по сравнению с другими “родителями игроков”. Смог объяснить
племяннику все несуразности, которые заметил. В следующий раз допустил его к
игре лишь тогда, когда он прочел в Советской военной энциклопедии статью,
посвященную Сталинградской битве. А как быть тем, у кого под рукой нет
энциклопедии? Ведь любое возражение наткнется на активный отпор “игрока”. В
самом деле, не дураки же создавали игру? Очень может быть, что не дураки. В этом
случае атака на историческую память нашего народа ведется не только через
учебники и телевидение, но и посредством компьютерных игр.
Коммунистам в
законодательных органах следует проявить активность и не допустить
распространения таких видеоигр. Хотя бы добиться того, чтобы на игре, связанной
с реальными историческими событиями, указывалось имя “консультанта”, отвечающего
за ее историческую достоверность. Или заставить производителей крупно писать на
коробке игры о том, что они за эту достоверность не отвечают.
Георгий СУШАН «Правда»