Духовно–нравственное воспитание

Автор данной статьи КАРПЕНКОВ Степан Харланович – заведующий кафедрой естествознания Государственного университета управления, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники, премии правительства РФ в области науки и техники, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Сфера научных интересов – проблемы естественно-научного образования, концепции современного образования, высокочувствительные преобразователи и накопители информации. Автор более 250 научных работ, в том числе 32 монографий и многократно переизданных учебников.

Этот человек понимает опасность того, что происходит сегодня в нашей стране и во всем мире. Прочтите очень внимательно и вдумайтесь в каждое слово произнесенное этим человеком. Это набат, серьезное предупреждение всем нам.

В.И. ЛУШНИКОВ, депутат Верховного Совета, кандидат педагогических наук

ДЕФИЦИТ НРАВСТВЕННОСТИ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ УГРОЗА

И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же образование действует воспитательно.

Л.Н. Толстой

Рукотворная искусственная среда, называемая техносферой, удаляет человека от естественных условий жизни и порождает множество труднорешаемых проблем, которые принято называть глобальными.

В решении этих проблем важную роль играет воспитание и образование, во многом определяющие нравственный потенциал человека и общества, способность отдельной личности и целых социальных групп противостоять разрушительным тенденциям, утверждать справедливость, защищать фундаментальные права человека. Согласно Федеральному закону «Об образовании» в редакции 1996 года образование – это воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства.

Можно было бы только радоваться, что в этом важнейшем государственном документе воспитание поставлено на первое место и тем самым подчеркнута его значимость в современном обществе. По мнению крупного специалиста в области образования Н.Д. Никандрова, президента Российской академии образования, к тому времени, когда принимался Закон «Об образовании», стало ясно, что поспешные и непродуманные реформы не только довели страну до экономического кризиса, но и привели к огромным нравственным потерям, ломке привычной, давно сложившейся системы ценностей.

Однако, как показало время, акцент на воспитании остался всего лишь фразой в законодательном акте – фразой, которая, если угодно, повисла в воздухе, ибо идея воспитания сформулирована в документе декларативно, вне и помимо практических мер. Приходится признать, что не только в законе, но и в нашем обществе нет ясного представления о самом главном в формировании личности – воспитании, хотя в его необходимости никто не сомневается.

Нет нужды доказывать, что уровень развития общества во многом зависит от того, как относится каждый человек к тем ценностям, которые формировались в сознании людей в течение многих веков и даже тысячелетий. Какие же ценности сегодня признаются, приобрели, можно сказать, официальный статус? Назовем их: жизнь, здоровье, природа; любовь и семья; эротика, секс; образование и культура; труд, карьера, собственность; идеология.

Здравомыслящего человека не может не удивлять, что в этой группе ценностей не нашлось места для самой важной ценности – духовно-нравственного воспитания, в значительной степени определяющей все остальные ценности. Но, думается, такое пренебрежение воспитанием не случайность, а прямой показатель кризиса современной цивилизации.

Зато среди ценностей появился как бы новый их вид, обозначенный словами «секс» и «эротика», Однако именно этим псевдоценностям в современном обществе уделяется огромное внимание. Предпринимаются попытки ввести в школьную программу специальный предмет для детального их изучения.

Во многих газетных и журнальных статьях и даже в некоторых театральных постановках раскрываются сокровенные тайны интимных отношений. На эту тему массовыми тиражами издаются книги и создаются специальные сайты в Интернете. Между тем своего рода размен любви на секс разрушает семью, катастрофически сказывается на рождаемости, обедняет эмоциональный мир человека.

Разве среди лиц, принимающих решения о том, что преподносить публике в средствах массовой информации, это кому-нибудь неизвестно? Вряд ли… Тем более примечательно, что в средствах массовой информации – и в телевизионных передачах, и в печати, и в театре и кино – все реже затрагиваются вопросы духовно-нравственных ценностей.

Если бы стыд и совесть воспринимались как духовно-нравственные ценности, то не было бы телевизионных передач, статей, фильмов и книг, развращающих душу и сердце человека. Соответственно не было бы чиновников, далеких от культуры, насаждающих свое превратное понимание культурных ценностей. Не было бы книг с ненормативной лексикой и театральных постановок, травмирующих душу и обнажающих тело человека.

Если бы стыд и совесть влияли на поведение влиятельных социальных групп, особенно на политических и государственных деятелей, то не было бы тех постыдных реформ, которые привели множество людей к обнищанию и бедности с вытекающими из них тяжелыми последствиями. Не было бы и тех «реформаторов», которые осмелились проводить крупномасштабный экономический «эксперимент», в результате которого небольшая группа бессовестных людей завладела огромными богатствами.

В упомянутой группе ценностей не назван отдых, а ведь люди всегда ценили и ценят отдых, так как потребность в нем обусловливается самой природой человека, его физиологией. Все дело в том, что ныне привычные виды отдыха подменяются релаксацией, т.е. времяпровождением под воздействием сильных расслабляющих аффектов. В ход идет коктейль из поп-музыки, секса и наркотиков, к которому нередко примешивается насилие. В результате в человеке высвобождаются низменные чувства, а потребность в наркотиках, алкогольных напитках становится стойкой. «Наихудшее, чему может научиться молодежь, – легкомыслие. Ибо оно порождает те удовольствия, из которых развивается порок», – сказал великий мыслитель древности Демокрит.

Примеры можно было бы множить и множить. Но важен принципиальный вывод: то, что происходит в нравственной сфере на поверхности общества, оказывает мощное влияние на глубинные процессы, если угодно, на поступь самой истории. Не будет преувеличением сказать, что под воздействием аморализма рушатся те устои, которые удерживали человечество от самоуничтожения.

Следствие – нарастание глобальных проблем. Экологическое равновесие становится менее устойчивым. Расшатано послевоенное устройство мира. Организация Объединенных Наций, как показали недавние события на Ближнем Востоке и других частях света, не справляется со своей ролью в предотвращении и урегулировании вооруженных конфликтов. Увеличивается разрыв в уровне благосостояния между Севером и Югом. Невиданные масштабы приобрел терроризм. Чего только стоит то, что в мировом океане в 21 веке интенсивно действуют пираты. Не отступают, а продолжают распространяться наркомания и СПИД. В мире насчитываются сотни миллионов голодающих, миллиарды лишены доступа к источникам не только электроэнергии, но и чистой воды.

Но поражает даже не это. До глубины души потрясает спокойствие властей и общественности процветающих стран, к которым мы себя причисляем, где, кажется, живут иллюзиями, что их минуют нарастающие угрозы самому существованию человечества. Нравственная слепота и безучастность к драматическим рискам для будущего нашей планеты вселяют сомнения во вменяемости тех людей, которые стоят у власти мирового сообщества и которым по силам предотвратить губительное развитие событий.

Hosted by uCoz